На пути в церковь читается молитва: Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему или 50-й и 90-й псалмы или «Царю небесный». Входить в церковь надлежит тихо и благоговейно. Шум, разговоры, смех – не допускаются.
Войдя в храм, следует сотворить три поклона (земных в простые дни, а в субботы, воскресенья и праздники — поясных) с молитвами: Боже, милостив буди мне, грешному. — Поклон. Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя. — Поклон. Создавый мя, Господи, прости мя! — Поклон.
Мужчинам положено становиться в храме на правой стороне, а женщинам — на левой.
По отпусте службы то же должно читать, что и при входе в церковь, и с такими же поклонами и отпустом. До «Отче Наш» выходить из храма не рекомендуется, а уходить из храма полагается после закрытия царских врат.
Крестное знамение должно изображать на себе правильно, с благоговением, не спеша, соединив вместе три первых перста правой руки в знак того, что Бог есть Троица Единая и Равночестная, а остальные два перста сложив и пригнув к ладони в ознаменование того, что Иисус Христос есть Бог и Человек, сошедший на землю нашего ради спасения. Сложенную таким образом десницу (правую руку) следует полагать сначала на чело, чтобы просветил Господь ум наш, затем на чрево, дабы укротил воюющую на дух плоть, а после на правое и на левое плечи — для освящения нашей деятельности. Поклоны и коленопреклонения следует совершать по окончании каждого краткого прошения или молитвословия, а не во время его исполнения.
Когда священнослужитель, преподавая мир, произносит: Мир всем, следует делать поясной поклон, без крестного знамения. Поклон полагается при всяком благословении священнослужителем всех молящихся, а также при отпусте, если он совершается без Креста.
Принимая благословение священника или епископа, христиане складывают, ладони крестообразно, полагая правую на левую, и целуют десницу благословляющего, но не крестятся перед этим.
При прикладывании (лобызании) ко Святому Евангелию, Кресту, честным мощам и иконам следует полагать два поклона пред целованием и один после целования святыни. Прикладываясь к иконам Спасителя, Божией Матери и святых, не следует целовать их в лик. (в ручку, ножку, косу власов в зависимости от случая).
! От Святой Пасхи до Святой Троицы, от Рождества Христова до Крещения Господня (Святки), во все Господни великие праздники поклоны земные при храмовых Богослужениях отменяются.
При чтении Апостола на каждение диакона надлежит ответствовать наклонением главы. Во время чтения Евангелия, следует стоять с преклоненной главой.
Во время пения Херувимской песни следует со вниманием читать про себя покаянный 50-й псалом: Помилуй мя, Боже. Пение Символа веры общенародно. В начале Символа веры следует совершить крестное знамение. При возглашениях священника: Приимите, ядите… Пиите от нея вси следует полагать поясные поклоны.
Во время совершения самого таинства Святой Евхаристии — преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы надлежит молиться с особым вниманием, и по окончании пения Тебе поем при словах: И молим Ти ся (молимся Тебе), Боже наш, надо поклониться до земли Телу и Крови Христовым. При возгласе священника: Святая — святым также полагается земной поклон.
По отверстии царских врат и вынесении Святых Даров, при возглашении: Со страхом Божиим и верою приступите! — полагается земной поклон.
Приступая к принятию Святых Тайн Тела и Крови Христовых после того, как священник прочитает молитвы пред причащением, надлежит положить земной поклон, сложить руки на груди крестообразно (ни в коем случае не креститься, дабы не толкнуть нечаянно и не пролить Святую Чашу, — крестообразно сложенные руки заменяют в это время крестное знамение) и не спеша, благоговейно, со страхом Божиим подходить к Святой Чаше, назвав свое имя, а по принятии Святых Тайн облобызать нижнюю часть Чаши, и затем отойти в сторону, не творя крестного знамения и поклонов до принятия теплоты. Надлежит особенно возблагодарить Господа за Его великую милость, за дар Святого Причащения: Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Земные поклоны в этот день не совершаются причастниками до вечера.
Святой антидор (с греч. — вместо дара) раздается присутствующим за Божественной литургией. Антидор можно принимать лишь натощак .
Расходиться из храма следует в благоговейном молчании, с благодарением Господу, сподобившему нас присутствовать в храме, с молитвой, чтобы Господь даровал до конца нашей жизни всегда посещать Его святой храм.
Бывая в храме Божием, будем помнить, что мы находимся в присутствии Господа Бога, Божией Матери, святых Ангелов и Церкви первородных, то есть всех святых.
Спасительная сила церковных молитв, песнопений и чтений зависит от того, с каким чувством принимают их наши сердце и ум. Поэтому, если невозможно положить поклон по той или иной причине, то лучше со смирением испросить мысленно у Господа прощения, чем нарушать церковное благочиние. Но совершенно необходимо вникать во все, совершающееся за церковным Богослужением, чтобы питаться им. Тогда только за церковной службой каждый согреет свое сердце, возбудит совесть, оживит иссохшую душу и просветит свой ум.